Проект "Наши пернатые друзья"

Паспорт проекта.

 

Образовательное учреждение 

 МБ ДОУ Д/С № 14

Автор:  Благова Ольга Васильевна,  воспитатель 

 

Тема проекта.

 «Пернатые друзья»

Проблема, на решение

 которой направлен проект

Как сформировать у детей знания и навыки о зимующих птицах, и оказания помощи птицам зимой.

 

Типология проекта.

Познавательно – исследовательский

Вид проекта

Краткосрочный, семейный, групповой

Категория
участников

Дети 2 младшей группы, родители, воспитатель

Продолжительность проекта – 

с 16.01.18 до 29.02.18.

Актуальность.

         В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

      Тема проекта выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

      В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель.

Создать условия, способствующие формированию у детей  представлений о птицах Краснодарского края, их образе жизни, особенностях.

      Задачи.

    Формировать у  детей представления о птицах. Расширить кругозор детей на основе материала доступного их понимания.

      Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений посредством  совместной  деятельности
     Развивать  у детей любознательность, творческие способности, познавательную  активность, коммуникативные  навыки.

     Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Для родителей

 

       Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников, поделок)

 

Предполагаемый результат.

   Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей:

        расширятся  представления о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы;

        научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы,  контролировать свои поступки;

       развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Итоговое мероприятие

Выставка – конкурс  совместных детско-родительских поделок «Пернатые друзья»

Выполнение проекта

Совместная деятельность  воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность родителей и детей.

 

Этапы реализации проекта.

1-й этап .

   Определить  цель и задачи проекта.

   Разработать  план-график работы по проекту.

   Изучить  познавательную, художественную и методическую литературу.

   Сделать  подборку игр для детей  младшего  дошкольного возраста.

   Оформление картотеки загадок, стихов о птицах

 

2 этап – основной.

 

Образовательные области

Мероприятия

Познавательное развитие

     

       Беседы с детьми «Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы».

Просмотр презентации “Зимующие птицы”.

Наблюдения: Какие птицы прилетают на наш участок?

Просмотр видеофильмов «Уроки тетушки Совы».

Рассматривание фотографий птиц, сюжетных картинок «Кормление птиц».

 

Художественно – эстетическое развитие

   

      Чтение художественной литературы:  А.Яшин «Покормите птиц зимой», Е.Дружинина «Ворона», «Воробей».  

      Коллективная аппликация «Птицы на кормушке»

      Рисование «Следы птиц».

      Раскрашивание силуэтов птиц.

      Конструирование из строительного материала «Домики для птиц»

Слушание аудиозаписи «Голоса птиц»

 

Социально – коммуникативное развитие

 

        Дидактические игры:  «Что за птица?»,  «Лишняя картинка», «Угадай по описанию»,  «Составь картинку из частей», «Выложи птичку» (блоки Дьенеша)

      Игры – имитации «Узнай меня», «Я – птица» «Воробушки радуются солнышку», «Ворона ходит важно и смотрит по сторонам».

     Подкормка птиц на участке   

Речевое развитие

 

      Чтение художественной литературы:  А.Яшин «Покормите птиц зимой», Е.Дружинина «Ворона», «Воробей».  

       Составление описательных рассказов по картинкам 

Физическое развитие

    Утренняя гимнастика «Птички», «Воробьи-воробушки».     Дыхательная гимнастика «Птицы летят», «Птицы кричат», «Ворона».

      Пальчиковые игры:  «Воробьи»,  «Птички»,  «Птенчики в гнезде».

      Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры».

Работа с родителями

    Консультации. «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

    Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

      Домашнее задание: «Зимующие птицы»,подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок «Птицы»

Изготовление родителями кормушек для зимующих птиц

 

3 этап – итоговый. Проведение итогового мероприятия, подведение итогов, презентация проекта.

 

         В результате проведенной работы дети закрепили ранее полученные  представления о зимующих птицах, их образе жизни ,повадках, роли человека в жизни птиц, Пополнили имеющиеся знания новыми сведениями. Научились правильно подкармливать птиц. В ходе проекта укрепились детско-родительские отношения. Родители вместе с детьми приняли активное участие в выставке - конкурсе совместных детско-родительских поделок «Пернатые друзья» . Очень заинтересовал родителей мастер-класс «Волшебная кормушка», родители также узнали много нового. Совместными усилиями была открыта «Птичья столовая». Была проведена презентация проекта.


Приложения

 

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)

                      

                         

План – конспект наблюдения за птицами на прогулке.

 

Задачи: узнавать птицу, называть части тела,  формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.

 

                                        Ход  наблюдения.

 

        Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращаетХочу такой сайт

внимание на погоду, что зимой   холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращает   внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают,  редко летают),   только люди могут помочь – покормить их.

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

     На суку сижу,

     «Кар! Кар!»- кричу.

      Чик-чирик!

      С ветки прыг.

      Клюй не робей!

      Кто это…

Дети хором отвечают воробей. Правильно!

Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить».

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом.

На участке у нас тоже есть кормушка.  Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые,  и наблюдать можно только издалека.

 Воспитатель предлагает детям называть части тела птички, а затем поиграть в игру «Ворон и воробей».

                     


Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (аппликация)  «Птицы  на  кормушке»

 

Задачи.

 

Образовательные.

Закреплять умение работать с кистью и клеем. Продолжать учить работать коллективно. Формировать у детей представление о зимующих птицах: воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.

Развивающие.

 Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым.

Воспитательные.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материал:    картинки с изображением птиц, трафареты птиц, кисточки, розетки с клеем, салфетки, клеёнки, ватман с изображением кормушки, пшено для птиц.

 

Ход образовательной деятельности.

 

Какое сейчас время года? Каких  птичек мы видели   на участке нашего садика? Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год?

А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой?

Воспитатель обращает внимание детей на развешанные иллюстрации и рассказывает.  «Это – воробей, какой он? - Это - маленькая птица, у него есть грудка, голова, а  на ней – клюв, глазки. Еще есть крылья, хвост, лапки.  

Это – ворона, она большая птица черного цвета, с серой грудкой, у нее на голове большой клюв, есть крылья, хвост, большие лапы. Все птицы чем-то похожи».

Вопросы к детям: Что есть у всех птичек? Сколько у птиц лапок? Чем покрыто тело птицы? Как питаются птицы? Что ещё есть у птиц? (крылья)

Покажите, как птицы летают?  Давайте представим, что мы снегири.

Двигательный тренинг.

Вот на ветках, посмотри, (повороты вправо, влево)

В красных  майках  снегири! (хлопки руками по бокам)

Распушили пёрышки (потрясти кистями рук)

Греются на солнышке (руки вверх)

Головою вертят  (головой вправо, влево)

Улететь хотят! (бегать, изображать полёт птиц)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью!

Дети, а вы знаете, что зимой птицам холодно и голодно. А как мы можем им помочь? А чем мы кормим птичек? Смотрите, я принесла зернышки, которыми мы покормим  птиц.  (Дети подходят к столу, на котором стоит тарелка с пшеном). Вот и нашли зернышки. Как их много.  А куда же мы насыплем зёрнышки? Ребята, я приготовила кормушку(достаёт лист с изображением кормушки). Ребята, наша кормушка пустая! В ней нет птичек. Я предлагаю насыпать зернышек в нашу кормушку, и птички прилетят.

Дети садятся вокруг стола, воспитатель намазывает клеем «дно» кормушки, а дети сыплют пшено.                          

                                 Мы накормим наших птичек,

                                 Воробьишек и синичек.

                                 Чтоб к нам в садик прилетали

                                 И с детишками играли.

Дети, слышите,  вот  и птички  прилетели (подходит к столу и берёт заготовки птиц). А теперь, давайте, посадим птичек в кормушку – пусть клюют зёрнышки. Воспитатель раздаёт птичек (снегиря или синицы). Дети  наклеивают их на кормушку.

Рефлексия. Теперь нашим птичкам не страшны никакие холода! Молодцы, ребята!

     

Силуэты птиц для аппликации.

 

  

Загадки о птицах

 

Озорной мальчишка  - в сером  армячишке.

По двору шныряет, крошки собирает (воробей)

 

 

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять  (снегирь)

 

 

 

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика (синица)

   

 


Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая (ворона)

  

Стихи о зимующих птицах

На дворе морозище 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро. 
В. Звягина 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 
С. Есенин 

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Н. Рубцов 

Вот ворона сидит на заборе. 
Все амбары давно на запоре. 
Все обозы прошли, все подводы, 
Наступила пора непогоды. 
Суетится она на заборе — 
Горе ей, настоящее горе! 
Ведь ни зернышка нет у вороны 
И от холода нет обороны. 
Н. Рубцов 

Голуби, голуби, 
Раз, два, три... 
Прилетели голуби-сизари. 
И. Токмакова 

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 
А. Барто 

Выбегай поскорей, 
Посмотри на снегирей! 
Прилетели, прилетели! 
Стайку встретили метели, 
А Мороз Красный Нос 
Им рябинки принес. 
А. Прокофьев 

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

 

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

   

                Уважаемые родители, мы рекомендуем вам во время зимних прогулок обратить внимание ребенка на птиц.  

              Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более со­держательной и ценной в воспитательном отношении. Подкормите  птиц, слетающихся к кормушке, объясните, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей.   

           Какие наблюдения можно провести за птицами во время прогулки? Обратите внимание на их внешний вид, строение тела, окраску перьев, повадки.

          Интересно наблю­дать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становят­ся малоподвижными, выглядят беспомощными.  Можно провести наблюдение за воробьями. Рассмотреть его внешний вид, его окраску, форму. Послушать щебетание воробьев.

Воробей, воробей
Тоненькие ножки

Прыг  да прыг,

Скачет по дорожке

  

Понаблюдайте  за синицами. Обратить внимание на их внешний вид. Зимой  они прилетают к человеческим жилищам. Лето синицы проводят в лесах, выводят птенцов. Осенью, когда птенцы подрастают, синицы оставляют гнезда и ведут кочевую жизнь, собираются в стайки и перебираются к жилью. Найти сходство и различие между воробьем и синицей.

   

Рассмотрите снегирей. Они прилетели в поисках корма – это кочующие птицы. Летом они живут на севере. К зиме они перебираются в более южные районы, но не улетают в теплые края. Снегирей называют вестниками зимы. Обратить внимание на красивое оперение грудки, как румяное яблоко. Отметить какие они красивые, как выделяются их черные головки, красные грудки на солнце, как они деловито расправляются с семенами, как выклевывают они их из ягод, а мякоть бросают на землю.

                                                                                              Покормите голубей. Определите общую форму, цвет, оперение. Отметить, что у голубя красные ноги, что он прыгать не умеет. Обязательно объясните ребенку, что зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Трудно находить им корм во время снегопадов, метелей. В такую погоду они погибают. Поэтому их надо подкармливать.  Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки, для снегирей можно положить веточки засушенной рябины.

Прочитайте стихи.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтобы без песен не пришлось
Нам встречать весну.

          Для закрепления знаний спросите ребенка, каких зимующих  птиц он знает? Каких птиц можно встретить в городе? (воробей, ворона, сорока, голубь,  синица, снегирь). Почему  эти птицы не улетают на зиму в более теплые страны? Попросите ребенка рассказать  о том, чем питаются зимующие птицы, какие у кого повадки.

         Составьте  с детьми описательные загадки, это поможет активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.  Например: «Это небольшая, бойкая, шустрая птичка. Спинка, крылышки, головка и хвостик у неё черные, грудка красная, клюв короткий и тупой. В зимнее время питается ягодами рябины и семенами с кустов. Кто это?»

         Поддерживать эмоционально – положительное отноше­ние к пернатым можно с помощью художественной литературы                               (Г.Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса",  

И. Анденко "Птичья столовая" и др.).

       

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».